Искусство древних
народовНельзя считать простым совпадением тот факт,
что нам и сегодня приходится сталкиваться с сохраненными в живом
бытовании мифами примитивных народов, которые ведут свое происхождение
от пришельцев со звезд, подобно Догонам из
Западной Африки,
индейцам хопи, обитающим на западе
Северной Америки
или племени кайяпо, живущему в Бразилии. Тот факт, что это убеждение
сохранилось до наших дней в форме живой мифологии, что известно даже
Местоположение стартовой и посадочной площадки «богов», и эта информация
посредством определенных культов ревниво оберегается вплоть до наших
дней, должен наводить историка на самые серьезные размышления.
Если
бы поинтересовались моим мнением на сей счет, я бы посоветовал
рассмотреть под лупой ученого самые разные родовые культы, сопоставить
их друг с другом, оценить с мифологической и технической точек зрения и
попытаться выявить в них общие моменты. Культ быка встречается едва ли
не у всех народов Земли. Их истинное значение и содержание часто весьма
неясны. Жертвоприношения быков далеко не всегда были связаны с культом
плодородия. Так, например, древние египтяне под «небесным животным»,
упоминаемым в «Текстах пирамид», имели в виду транспортные средства
«богов», которые перекликаются с легендой о фениксе и представлением о
летающем «камне бенбен».
Этот пример из жизни племени динка со
всей очевидностью свидетельствует о сверхъестественном характере многих
родовых культов. Упоминаемое в древних текстах громадное множество
всевозможных оракулов, мистических практик и примеров почитания
«священных реликвий», а также сохранившиеся до наших дней ритуалы и
танцы масок в огромном большинстве своем практически не изучены. Правда,
специалисты часто пытаются найти их скрытый смысл, но обычно
довольствуются поверхностной символикой, рассуждая о «почитании богов»,
возникшем из неких натурософских мифов, упоминая о «культе предков» и
«существах-духах» и не давая себе труда попытаться найти правдоподобное
объяснение истинных причин и смысла этих явлений.
Культовые предметы,
которые не вписываются в привычную картину «научных представлений»,
обычно характеризуются как «декоративное искусство» или «символические
артефакты». Но это непонятно, если принять во внимание, что произведения
искусства в нашем понимании этого термина (а именно объекты, созданные
для созерцания и ради получения чисто эстетического наслаждения)
абсолютно чужды древним культурам и ныне живущим первобытным народам.
Между тем совершенно ясно, что большинство культов и традиций, по сути
дела, сводятся к персонификации небесных существ и персонажей
легендарных преданий.
Для гипотезы палеоконтакта подобные
непонятные реликты, именуемые нейтральной формулой «произведения
искусства», представляют огромный интерес, поскольку они напрямую
связаны с почитанием «богов». Примеры подобного рода особенно часто
встречаются в Полинезии и в высокоразвитых древних культурах Центральной
и
Южной Америки.
Культовые предметы и маски и в наши дни выполняют у первобытных народов
особую, сверхъестественную функцию, демонстрируя связь с внеземной
сферой, поскольку их могущество во многом зиждется на вере в то, что в
них обитают некие сверхъестественные силы. «На этом этапе, —
проницательно замечает антрополог Х.Ридс, — возникает серьезная
трудность в разграничении искусства и религии». А его коллега И.Бернал
подчеркивает: «Искусство заключается в напоминании о богах».
Тем не
менее ученый мир, что называется, и руками и ногами против того, что
культ рода, танцы масок и предания, дошедшие до нас через множество
поколений, представляют собой напоминание о реально пережитой
действительности, то есть свидетельства о реальных фактах. Что же
касается «божественного» происхождения и значения культа рода, то о нем
писатель и популяризатор науки Георг Лукас отзывается так: «В этих
произведениях искусства нашла отражение не некая объективная реальность:
они отражают не действительно существующие соотношения между природой и
обществом, а некие ошибочные представления о них».
Ошибочные
представления?
Действительно, эти памятники не отражают реальную
Действительность. Но выражают ли они ошибочные представления? Откуда мы
можем это знать? Никто из нас не присутствовал и не мог присутствовать
при первоначальном событии, способствовавшем установлению позднейшего
священного культа, или формировании религиозного мифотворчества. На мой
взгляд, очень многое говорит в пользу того, что маски, наскальные
рисунки в пещерах и культовые объекты, по сути дела, представляли собой
отправные точки культа, запечатлевшие облик и детали поведения «богов»,
которые, согласно гипотезе о палеоконтакте, были пришельцами из космоса.
Многие
первобытные народы и в наши дни воспринимают маску или статую не как
символ, изображение или условный портрет неземных гостей — «богов», а
как «реальное, фактическое присутствие сверхъестественного в зримом и
осязаемом облике», пишет этнолог А.А. Гербрандс. Он приводит два
примера: «В большой маске догонов обитает нджама», то есть душа богов —
предков рода в образе незримого змея. А для жрецов племени дан в Либерии
«предки посредством своих масок реально присутствуют в хижине шамана».
Если
же «боги» на самом деле были астронавтами, эти ритуалы могут быть
интерпретированы как одно из проявлений культа товаров (карго), дошедшее
к нам из далекого прошлого, через множество поколений, словно традиция,
позволяющая донести память о небесных существах. К этому же разряду
следует отнести и превратно истолкованные технические средства, которые
путем магических практик могут быть вновь возвращены к «жизни». Это
особенно наглядно просматривается у бразильских индейцев кайяпо, которые
на церемониях в честь своего бога Беп-Коророти надевают ритуальные
одеяния из соломы. Оптический и визуальный образ «богов», представленный
в танце масок, весьма и весьма напоминает скафандры астронавтов наших
дней и перекликается с легендой о боге племени кайяпо, который
возвратился на небеса в некоем «летающем доме», окруженном грохотом,
языками пламени и клубами дыма.
Аналогичные, бытующие и в наши
дни, ритуалы в честь небесных учителей включают в себя ритмические танцы
масок народа догонов (Западная Африка), зимние церемониальные действа
индейцев племени хайда и куакиутль (Северная Америка), религиозные
мистериальные действа тибетских горцев, танцы масок жителей Новой
Гвинеи, культы жертвоприношений на о. Сулавеси или «маски духов»
культуры народа карайя (Бразилия).
В нашем культурном ареале
также встречаются маскарадные наряды, весьма напоминающие ритуальные
одеяния индейцев племени кайяпо. Так, например, в Оберштейер-марке
(Австрия) из года в год устраиваются «очистительные шествия». Странные
образы духов, облаченных в соломенные наряды с огромными метровыми
«щупальцами» на голове, хлопая и щелкая кнутами, символически расчищают
путь для «богов».
В числе наиболее известных и впечатляющих
церемоний можно назвать ритуалы индейцев племени хопи из Аризоны (США), а
также ритуалы племен пуэбло, обитающих на юго-западе Северной Америки. В
определенный момент церемонии мужчины племени облачаются в одеяния
«богов». В этих священных танцах фигурируют качина, которые почитаются
божественными защитниками племени хопи. Вырезанные из дерева образы
качина должны отражать невероятное многообразие «мира духов и богов»
хопи, которых каждый индеец должен уметь узнавать с первого взгляда. Эти
деревянные фигуры, восходящие к незапамятной древности, суть образы
небесных посланников, тогда как маски и люди, надевающие их во время
исполнения ритуальных танцев, наоборот, символизируют живые воплощения
неземных существ. Многие из культовых обрядов, а также предметы,
произведения искусства и декоративные символы очень близки к основному
направлению гипотезы палеоконтакта.
Приведем всего один пример.
На специальном глиняном сосуде изображены так называемые «дождевые
облака», которые по внешнему виду не имеют ничего общего с таковыми.
Согласно легенде индейцев хопи, качина, которые в Жизни носили особые
маски, способны возвращаться к живым в образе духов, а также в маске
живого танцора. Каждый житель деревни, где обитали качина, мог на таком
«облаке духов» возвращаться с небес на землю. Так называемые «облака»,
по всей видимости, служили в качестве транспортных средств для
пришельцев, появляющихся в нашем мире. «Тот, кто ни разу в жизни не
принимал участия в танцах и не видел их, — гласит предание, — будет
одинок на небесах, будет «ложным» облаком, не приносящим дождя». Самым
поразительным в этом описании является его несомненное сходство с
колесницей, описанной у библейского пророка Иезекииля.
Бывшему
ведущему инженеру НАСА Джозефу Бламричу удалось доказать, что за так
называемым «видением» Иезекииля стоит вполне конкретная реальность. Быть
может, летающий «облачный паук» индейцев хопи — это отражение того же
самого мотива космического корабля?
Даже если в большинстве
церемоний подразумевается присутствие предков, в том числе и умерших, в
связи с ритуалами и культом рода, естественно, можно говорить не о неких
абстрактных и нереальных представлениях. Давайте повнимательнее
рассмотрим наиболее древние наскальные рисунки. Мы узнаем в них точное
воспроизведение сцен охоты, а также изображения людей и животных. Ни о
каком символизме здесь и речи нет. Так, например, стадо диких быков
изображено древним художником на скальной стене предельно
натуралистично, со всеми анатомическими подробностями. Никакому
исследователю древности и в голову не придет увидеть в этом рисунке
что-либо, кроме этих животных.
И лишь когда мы видим рисунки с
явно инопланетными сюжетами и «космическими кораблями», наш
благоразумный рассудок отказывается усматривать верность натуре в
изображениях, выцарапанных на камне, или в тех же ритуалах. Тут сразу же
начинаются рассуждения о «духах», «ошибочных представлениях» и
«очеловечивании божественных сил».
Неразрешимой головоломкой
представляется многихм исследователям географическое единообразие, с
одной стороны, и междисциплинарное многоообразие мистерий культурного
плана — с другой. Из какого бы региона они ни происходили — а это очень
часто весьма далекие друт от друга края, — каждое предание и
церемониальное действо, повествующие о «пришельцах из космоса» и их
«сверхъестественном могуществе», очень близки друг другу. Многие легенды
и культовые мистерии, разделенные друг от друга континентами и
океанами, имеют несомненно общий источник. Именно поэтому сама собой
напрашивается мысль о том, что за всеми ними, вероятно, стоит некое
вполне реальное событие или явление.
Маски боговМногие письменные источники и
атрибуты культуры, которые могли содержать в себе важные косвенные
свидетельства «появления пришельцев из космоса», на протяжении многих
веков и тысячелетий были бесследно уничтожены. Достаточно вспомнить
Александрийскую библиотеку или книги и письмена майя, ацтеков и инков.
Правда, уцелевших преданий вполне достаточно, чтобы донести до нас
свидетельства о визитах инопланетян, имевших место в незапамятной
древности. То же самое можно сказать и о знаниях первобытных народов,
поразительной космологии уже упоминавшегося племени догонов. Они могли
по памяти воспроизвести карманный справочник современного астрофизика.
Слава
богу, христианские миссионеры в своем порыве воцерковить все и вся
достигли не столь всеобъемлющих успехов, как им бы того хотелось. Любой
миссионер, следовавший в фарватере испанского завоевания Мексики и Южной
Америки, не испытывал особых трудностей в благом деле обращения
индейцев — жителей покоренных областей в христианство. Однако, по сути,
дело сводилось не к сознательному принятию новой веры (христианства), а к
интенсивному смешению христианства и элементов индейских верований. До
покорения испанскими завоевателями индейские народы почитали многих
«богов», спустившихся, согласно легенде, прямо с небес. Будучи
насильственно обращены в христианство, индейцы не отказались от
почитания старых «богов». Они поклонялись своим древним хранителям, дав
им новые имена христианских святых, празднование памяти которых
совершалось в установленные церковью дни.
Другими словами,
индейцы продолжали чтить своих древних предков и «культурных героев»,
увековечив их память в магических ритуалах, частично сохранившихся до
наших дней. Хотя древние предания и культы «богов» по-прежнему были
многочисленными, на протяжении дальнейшей истории они претерпевали
существенные изменения, подвергались фальсификации, а их назначение и
смысл часто забывались. Так, в «Словаре африканской мифологии», помимо
всего прочего, сказано: «В музеях Европы и Северной Америки в прежние
годы было выставлено множество изваяний и статуэток, считавшихся
изображениями божков и предков, пока антропологи не доказали, что за
каждым из подобных резных изображений скрываются мифологические
персонажи, имена и функции которых в большинстве случаев неизвестны.
Огромное большинство мифологических текстов и предания были истреблены
миссионерами, так что функции этих изваяний навсегда канули в пропасть
забвения».
Даже для научных исследований, осуществляемых в рамках
поисков следов палеоконтакта, не так-то просто добраться до самых
истоков мифологии. Это тем более справедливо, что первоначальная идея
многих ритуалов и культов, несмотря на то что многие из них по-прежнему
сохраняются в живом бытовании у первобытных народов, все больше уходит в
прошлое и забывается. Впрочем, нечто подобное происходит и с нашими
христианскими обычаями. Если бы меня спросили о древнейших истоках
нашего культа рождественской елки, боюсь, я не смог бы ответить на этот
вопрос. Некоторые исследователи полагают, что сверкающее дерево восходит
к «видениям Божией Матери». Я затрудняюсь ответить, так это или нет.
Факт
остается фактом: воспоминания и информация. иной раз просто
поразительные знания, передающиеся из поколения в поколение, могут
бесследно погибнуть по целому ряду причин. Здесь происходит нечто
похожее на игру в «испорченный телефон»: участник А нашептывает что-то в
ухо участнику В, тот пересказывает услышанное участнику С, С делает то
же самое в отношении D и тд. В конце концов, пройдя через добрую сотню
ушей, информация в итоге звучит совсем иначе, чем в начале. Поэтому так
необходимо заново проанализировать древнейшие культурные традиции, в том
числе мифы и текстуальные источники, причем рассматривать их желательно
в духе взглядов Эриха фон Дэни-кена, учитывая технические и порой
откровенно фантастические детали.
Исследование подобного феномена
будет сильно затруднено смешением самых разных понятий, например,
«демоны», «духи предков», «заклятия мертвецов», «ритуалы, связанные с
плодородием», «состояния транса», «религиозные мистерии» и многократно
упоминавшиеся моления к небесным «богам». При поверхностном взгляде
может показаться, что эти описания вообще связаны с верой в
потусторонние силы, на основании чего критики гипотезы палеоконтакта
пришли к выводу, что здесь вообще речь идет не об инопланетянах, а о
вере в перерождение (инкарнацию).
Мне лично подобные доводы
представляются совершенно неубедительными, ибо, хотя первобытные народы и
осознают известную близость между «культом богов» и «культом предков»,
они, с другой стороны, видят и четкие различия между ними. Наиболее
важным из подобных различий является то, что «духам», сколь бы
могущественными они ни были, молиться не принято. «Духов» стремятся
задобрить, умилостивить всякого рода подношениями, даже повлиять на них
неким магическим образом, чем и занимаются всевозможные жрецы и
целители, но собственно молиться «духам» не следует.
Основание для
смешения «богов» и «духов» заключается в том, что христианские
миссионеры (а в Африке и исламские муллы-проповедники) в своей практике
допускали, что существа, почитаемые так называемыми язычниками в
качестве «богов», достойны атрибута «божественные». При заимствовании
языческих обычаев острота этого термина звучала куда менее резко. Однако
одно различие все же сохранялось: так называемые «боги» считались
существами гораздо более высокого ранга. Они имели более высокий статус,
будучи более могущественными, проницательными и универсальными, чем
«духи». «Духи предков», напротив, были ближе к образам ангелов,
распространенным в нашем культурном ареале: они выступали в качестве
посредников между людьми и «богом» или «богами».
Еще один барьер
на пути научного исследования — точки соприкосновения с другими
феноменами и направлениями исследований, в том числе в таких сферах, как
парапсихология, спиритизм, магия, шаманизм, послания из подсознания,
реинкарнация и вера в потусторонние силы, современные исследования
феномена НЛО, проблематика, связанная с похищениями, и понятие о
параллельных вселенных. Возникает впечатление, что за всеми этими
формами и явлениями стоит некий общий исток, не так ли?
Вопрос о мимикрииЕсли
обратиться к гипотезе о мимикрии, которую выдвинул Иоханнес Фибаг, надо
признать, что за всеми этими мистериями может стоять некий неведомый нам
высокоразвитый разум, который, вполне возможно, вот уже на протяжении
многих тысячелетий оказывает на нас многообразное влияние. В таком
случае схожие при всей своей чу-жеродности и часто сильно отличающиеся
друг от друга образы богов и божеств, маски и статуи могут быть всего
лишь различными формами выражения одного и того же феномена. Феномена,
который находится в непосредственной взаимосвязи с нашими
представлениями, страхами и фантазиями. Фибаг назвал подобную
изменчивость облика инопланетян мимикрией, поскольку этот феномен
неизменно подстраивается под нас, и гости умело скрывают за внешностью
свою истинную суть.
По сути дела, следы такой мимикрии
присутствуют не только в современных исследованиях НЛО и старинных
европейских легендах о коболдах и феях, но и в древних текстах,
восходящих к далекому прошлому. Так, например, в знаменитом шумерском
эпосе о Гильгамеше сказано: «Никто из смертных не может взойти на гору,
где обитают боги. Увидевший богов в лицо должен умереть». Или в
библейской Книге Исход (Исх. 33, 20 и сл.), где «слава Господня» говорит
с Моисеем и заявляет ему следующее: «И потом сказал Он: лица Моего не
можно тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в
живых... Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в
расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда
сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо».
Почему
же боги седой древности так сильно боялись быть узнанными человеком?
Может быть, все дело в том, что если бы люди увидели их истинный облик,
это немедленно повлекло бы за собой падение масок ц крах мифа о неземных
созданиях? Или подобный маскарад, напротив, служил для защиты самих
землян? А может быть, истина, скрытая за подобными действиями, лежит за
пределами всех наших земных представлений?
Гипотеза о мимикрии,
согласно которой инопланетный разум путем адаптации к нашим мифам
контролирует все происходящее и тем самым оказывает влияние на глубинное
психологическое поле, определяющее нашу веру и все прочие наши
представления, несомненно, является ценным инструментом. Существует
множество свидетельств, которые ясно показывают, что НЛО нашего времени —
это осовремененный вариант «летающих колесниц» «богов» древности. На
самом же деле мы и в древности, и сегодня имеем дело с одним и тем же
феноменом, который в разные эпохи перед нами — действительно разные,
независимые друг от друга феномены, подобно тому, как мы не можем с
уверенностью утверждать, что НЛО действительно существуют. Инопланетное
происхождение этих объектов — наиболее вероятная, но далеко не
единственная возможность объяснить их появление.
Какие же методы
следует применять, чтобы найти убедительное доказательство реальности
существования высокоразвитого инопланетного разума?
Каким путем
мы можем проверить тезис о прилете на Землю гостей из космоса?
Существует серьезная проблема, которая в известной мере затрагивает все
феномены из области необъяснимого и таинственного: это — вопрос о
возможности проверки и фальсификации. По мнению Карла Поппера, любая
гипотеза может оказаться и соответствующей действительности, и явной
фальсификацией. Когда я утверждаю, что солнечное затмение возникает в
результате того, что Солнце оказывается накрытым тенью Луны, то подобную
гипотезу следует признать поддающейся фальсификации. Я могу проверить с
точки зрения этого аспекта сколько угодно солнечных затмений и,
поскольку эта гипотеза является справедливой, не смогу найти ни единого
случая, чтобы солнечное затмение происходило без эффекта перекрытия
Солнца тенью Луны. Что же касается проверки гипотезы о мимикрии, то,
сколь бы заманчивой она ни казалась, ее проверка окажется делом еще
более сложным.
Тем не менее я полагаю, что ученый, действительно
стремящийся отыскать истину, не станет категорически отвергать изучение
инопланетных феноменов потому только, «что прежние исследования
исключают саму возможность существования подобных явлений». О чем это,
собственно, говорит? О том, что люди часто попросту верят в науку и все,
что представляется наукой.
Ничего такого, что не выглядит
наукообразным, на веру не принимают. Даже само наше существование
приходится доказывать средствами исторической науки, в частности —
документами. Если я, Рейнхард Хабек, не могу предъявить ни паспорта, ни
свидетельства о рождении, я попросту не существую, пусть даже я буду
тысячу раз тыкать себе в грудь пальцем. Никто не пожелает обратить
внимание на столь ненаучный аргумент. Те немногие, кто верит в научное
открытие как таковое, без прочих доказательств, — это сами ученые,
которые в большинстве случаев диаметрально расходятся во мнениях. Беглый
взгляд на историю науки и великих открытий показывает, что все без
исключения научные теории постоянно претерпевают изменения, и это
единственное, что есть в них постоянного.
Традиционные ритуалы,
переживания состояний транса и разного рода культовые обряды,
практикуемые и в наши дни первобытными племенами, демонстрируют,
аналогично опыту очевидцев НЛО и жертв похищений, что наши современные
модели реальности являются устаревшими и изжившими себя. Фантастическое
путешествие к нашим мифологическим корням со всей очевидностью
показывает, что перемены в нашем западном научном мировоззрении давно
запоздали. Эта научная экспедиция к корням некой иной, прежде
непостижимой и недоступной для нас реальности, только-только началась.
Нам остается только гадать, какие глубочайшие открытия и ошеломляющие
находки ожидают нас в ближайшее время.
Как говорится в одном
старинном африканском пророчестве: «Сон, который нам снится, еще не
отоснился!»
Эриф Фон Дэникен "Наследие богов"